Витражные окна: технология изготовления, свойства, области применения.

Сделать настоящий витраж по силам далеко не каждому, а украсить стеклянную поверхность витражными красками может любой, было бы желание. Картинки витражей. Дом с витражными окнами имеет очаровательную индивидуальность.

Видео

Дома с витражными окнами
Дома с витражными окнами
Дом с витражными окнами
Дом с витражными окнами
Дом с витражными окнами

Сделать настоящий витраж по силам далеко не каждому, а украсить стеклянную поверхность витражными красками может любой, было бы желание. Дом с витражными окнами имеет очаровательную индивидуальность.

Расположите горизонтально стеклянное изделие, на которое планируете нанести рисунок. Если это оконное стекло, то его необходимо вынуть из рамы, либо вместе с рамой положить на стол. Для мелких предметов, вазы или фужера, подстелите на столе старое махровое полотенце, чтобы случайно не разбить стекло. Обезжирьте стеклянную поверхность. Для этого промойте стекло любым средством для мытья посуды или протрите спиртосодержащей жидкостью. Дайте поверхности полностью высохнуть.
 
Подготовьте выбранный рисунок. Его можно найти в журнале или в интернете. Рисунок должен отвечать определенному требованию. Каждый элемент картинки вы должны суметь перенести на стекло так, чтобы получился замкнутый контур, и краски не смешивались. Подложите рисунок под стеклянную поверхность, если это возможно. Либо поместите картинку так, чтобы ее хорошо видеть.
 
Расположите тюбик с контуром вертикально к поверхности. Кончик тюбика не должен касаться стекла. Плавно выдавливайте контур из тюбика. Обведите рисунок, не забывайте замыкать фрагменты одного цвета. Если контур чуть вышел за пределы рисунка, то подправьте его ватной палочкой. Промойте насадку на тюбик, пока краска не застыла, это можно сделать обычной водой. Тюбик с контуром плотно закройте. Дайте контуру хорошо просохнуть в течение 2 – 3 часов.
 
Приготовьте цветные витражные краски на водной основе. Они могут быть в тюбиках, как и контур, либо в баночках. Заполните краской поверхность внутри каждого фрагмента, обведенного контуром. Сверяйтесь с картинкой. Краска наносится толстым слоем. Разгоняйте ее равномерно кисточкой. Делайте это аккуратно, чтобы краска не вышла за пределы контура. Просушите витражный рисунок в горизонтальном положении, пока краски полностью не высохнут.
Советы

Витражи в стиле модерн

Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».

«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой. Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.

История витражного искусства. Картинки витражей

Возрождение витражей

В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские[1].
Витражи Санкт-Петербурга

Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах Так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже[2] . Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 года «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей[3] . Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо[4].

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.
Имитации витражей

Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году[5] и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.

Характеристики

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Классический витраж теснейшим образом связан с архитектурой и способен влиять на окружающее его пространство, оказывая сильнейшее воздействие на композицию и тектонику всего сооружения, а также эмоциональное восприятие интерьера. Таким образом, витраж как любой вид монументального искусства решает как декоративные, так и конструктивно-пластические задачи.

Рис.1
По силе своего воздействия на окружающее пространство витраж сравним, в определенной степени, с архитектурой. Об архитектуре говорят как об искусстве организации пространства, так и витраж работает на создание качественно новых образов. Уникальная способность цветного стекла преображать и одухотворять пространство, задавать эмоциональный настрой является одной из причин возвращения витража в архитектуру и активное обращение к витражу при создании и оформлении неповторимого индивидуального интерьера. Иногда такой витраж может выстроить новую реальность в заданном архитектурой пространстве. Витраж – это не просто плоскость из цветного стекла, а настроение, искусственно созданное в помещении.

Синтез с архитектурой

Жизнь витража неотделима от архитектурного пространства, в котором существует и активизируется витраж. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Одно из характерных свойств витража – его гармоничное сочетание с архитектурой и подчинение архитектонике. Витраж является органическим продолжением композиции сооружения, отвечая тектоническим и пластическим характеристикам всего ансамбля.

Рис.2
Окно, как известно, предполагает разрушение пространственной изоляции интерьера и экстерьера и установление между ними новых контактов. В зависимости от местоположения основного источника освещения оно способно менять как направленность своего действия по отношению к каждой из двух зон, так и сам характер этого действия. Таким образом, витраж играет ответственную роль создания композиционных акцентов и организует связь интерьера и экстерьера. У каждого архитектора особый взгляд на то, каким должен быть витраж. Каждый по-своему решает задачи взаимодействия внешней и внутренней среды. Так, известный американский архитектор Ф.Л. Райт писал: "Ничто так не досаждает мне, как любое стремление к реализму в формах оконного стекла, что приводит к смешиванию образов с видом из окна. Оконный узор должен оставаться строго нейтральным (патовым)".

Витраж может по-разному вести себя в интерьере. В оконном проёме он может зрительно занимать разное положение в зависимости от принятой на себя роли, в одном случае представая в качестве перегородки, устанавливающей границу между внешним и внутренним пространством и не отдавая предпочтения ни одному из них; может совпадать по функции с окном, акцентируя связи с внешним пространством за стенами здания; может выступать аналогом стены, ориентируясь на оформление пространства интерьера.

Архитектура и витражное искусство выступают в синтезе, взаимно обогащая друг друга и вступая в определенное противоборство, в результате этих процессов каждое составляющее приобретает новые качества, динамично меняясь.

Художественный образ, возникший на основе синтеза искусств, это качественно новое явление. Определяемый двумя взаимодействующими координатами – изобразительными и неизобразительными видами художественного обобщения, – он обладает сложной многоплановой структурой, недоступной отдельным видам. Произведение синтеза всегда выступает как комплексное взаимодействие трёх основных аспектов: содержательного, функционально-пространственного и пластического.

 Художники-практики хорошо знают, что содержательный аспект играет здесь важнейшую роль. Он имеет как бы несколько уровней. Это, прежде всего, уровень меры, необходимости, определяющий оправданность, уместность, обусловленность существования в данной среде того или иного витража. Во-вторых, уровень целевого назначения, когда витраж отвечает содержательной определённости сооружения. В-третьих, уровень образной направленности. Он тесно связан со стилистикой (соответствие образного строя витража образу архитектуры).

 Выразительность произведений во многом зависит от активного использования художником законов зрительного восприятия. Знание этих правил, чувство гармонии позволяют трактовкой элементов композиции и отдельных деталей витража откорректировать масштаб сооружений в нужном направлении.

Сомасштабность композиции витража и строя архитектуры является решающим фактором в достижении единства – синтеза. В современных витражах преобладает известная равноценность, нерасчленённость изображений, сплошь заполняющих оконный проём, масштабную взаимосвязь с пространством определяют или крупные элементы, или композиция в целом как активное цветное пятно. 

Выразительные средства витража – свет и цвет

Слово "витраж" переводится с французского языка как стекло, но это не просто стекло, а скорее подвижная, постоянно меняющаяся картинка, на которой происходит смена цветовых эффектов. Так, освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков, вечером же искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета.

Рис.3
Специфическими выразительными средствами витражи выступают цвет, свет и рисунок, которые и создают художественный образ. Эстонская художница-витражистка Д. Хофманн отмечает: "У этого инструмента особый голос, свой язык и свои правила". Витраж, в отличии от фрески и мозаики, не просто декорирует пространство интерьера, но преобразует его. Проникающие в помещение потоки окрашенного света рассеивают повсюду разноцветные блики. Художественный витраж проживает неповторимую жизнь от рассвета до заката солнца, меняя характер эмоционального восприятия интерьера в зависимости от освещения. Эту характеристику витража активно использовали средневековые художники для создания в интерьере готического храма особого спиритуалистического свечения стен, которые были сплошь покрыты витражными композициями. Солнечные лучи, преломляясь в прозрачных цветных стёклах, превращались в "сверхсвет", совершали чудо перерождения реального света в бесконечно меняющуюся на глазах субстанцию, сообщая всему пространству новое синтетическое качество. Витраж в готическом синтезе искусств наравне с архитектурой и скульптурой отражает религиозные представления (храм как сфера распространения божественного света в земном мире). Витраж устанавливает символические связи. Художественное воздействие классического витража покоится на простом контрасте между фигурами и плоским фоном. Изображения, как правило, плоскостные, статичные, оживают за счет множественности точек зрения, за счет постоянной смены освещения. Средневековый художник учитывает особенности восприятия цвета. Так, светлые гризайльные стёкла концентрируются в верхней части окна, пропуская свет, освещающий своды храма. Как правило, сюжетные изображения в готических витражах композиционно смещены ближе к нижней части окон.

В современном интерьере витраж становится прекрасным дополнением в оформлении дома, вызывает игру света и теней, цветные световые эффекты, которые создают естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня в течение года. Архитекторы активно используют способность витражей рассеивать свет, но не поглощать его – именно то, что позволяет создавать неповторимые цветовые решения в архитектуре.

Свет, проходящий сквозь застеклённую поверхность, как бы "проецирует" изображение на окружающее пространство, трансформируя его в пространственный образ (или "образ пространства"), каковой и составляет суть и цель искусства витража. Вне светового потока витраж теряет смысл.

Свет в помещении

Рис.4
В зависимости от направления светового потока освещение бывает прямым (направленным), отраженным, полупрямым и смешанным. При прямом освещении лучи света попадают непосредственно на ту плоскость, которую необходимо осветить. Отраженный свет, в отличии от прямого, мягче, равномернее и приятнее: он не вызывает утомления глаз, не дает резкого контраста с тенью, не приводит к эффекту ослепления. Но при непрямом освещении примерно пятая часть света теряется. Полупрямое отражение получается в тех случаях, когда источник света находится в абажуре из матового, молочно-белого или дымчатого стекла, а также при прохождении света через витраж.

Из-за отражения лучей света от поверхности стенок витражей днем они не так заметны, как хотелось бы. Этот эффект устраняет искусственное освещение, расположенное сбоку от витража. При такой подсветке витраж хорошо смотрится и ночью, и днем. Источник света располагают над и под витражом (желательно, чтобы это были лампы с абажурами из опалового стекла).

Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количества света, его цветности и распределения. Художественно-выразительные задачи и приемы состоят в выявлении света как своеобразного композиционного акцента; в выявлении пластических характеристик пространственной формы; в создании специфической световой среды.

Еще одна способность света – акцентировать определенные элементы интерьера. Контрастные сочетания затененных и осветленных поверхностей позволяют достигнуть необходимой выразительности. Окрашенный свет же придает индивидуальное звучание каждому предмету, попадающему в зону его освещения.

Немаловажна роль витража в сочетании света и цвета, их взаимном обогащении, при котором цвет придает свету окраску, а свет наделяет цвет своим сиянием. При смене характеристик освещения меняется и ощущение от различных цветов. Если мы осветим синий предмет оранжевым светом, то он будет казаться чёрным, ибо в оранжевом нет синего, который могло бы отразить этот предмет. Отсюда можно судить о громадном значении цвета освещения. Изменение цвета освещения меняет и локальные цвета освещённых предметов. Чем хроматичнее освещение, тем сильнее меняется локальный цвет. Отражённые цветовые лучи весьма сильно изменяют локальные цвета предметов.

Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаём ли мы себе в этом отчёт или нет. Вот несколько примером. Глубокая синева моря и далёких гор очаровывает. Тот же самый цвет во внутренних помещениях кажется жутким и безжизненным, он вселяет ужас. Синие отражения на коже делают её бледной, почти мертвенной. Во тьме ночи синий неоновый свет кажется привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, а вместе с красным и жёлтым светом создаёт весёлую живую тональность. Синее, залитое солнечным светом небо оказывает оживляющее, как бы активизирующее действие, в то время как синий тон освещённого луной неба вызывает пассивность, пробуждая тоску.

Искусственный и естественный свет

Без света нет цвета. Свет оказывает влияние на восприятие цвета. В разном свете один и тот же тон воспринимается по-разному — становится теплее или холоднее. Самый большой контраст ощущается между естественным и искусственным освещением.

Естественный свет постоянно изменяется и бывает совершенно разный по меньшей мере 4 раза в день: на заре, в полдень, днем и в сумерках. Чтобы придать комнате на северной стороне, где мало солнца и темно, ощущение тепла, при создании ее интерьера рекомендуется использовать теплые и светлые тона. Холодные синевато-зеленые тона более подходят для богатых солнечным светом комнат.

Лампа накаливания увеличивает резкость цвета, подобно свету от свечи, усиливая теплоту теплых тонов и уменьшая воздействие холодных тонов.

С помощью определенного освещения комнате можно придать желаемый вид. Спальня, например, приобретет более романтичный вид, если использовать красноватые тона. Не рекомендуется использовать особое освещение в ванной комнате, где естественный свет необходим для утреннего туалета (макияж, бритье).

Необходимо избегать использования в комнатах синеватого или зеленоватого освещения — это сильно влияет на восприятие оттенков в соседних помещениях. 

Цвет

Особая магическая сила витража заключена в цветном стекле. Его уникальность определяется свойствами самого витражного стекла – прозрачность или частичная приглушенность, игра света и цвета, неограниченная цветовая палитра, разнообразие фактуры, толщина, степень и условия освещения. Витраж использует по большей мере локальные, то есть чистые, несмешанные, не преломляющиеся цвета, которые в нашем представлении связаны с определёнными предметами, как их объективные, неизменные свойства. Проходя сквозь цветное стекло, свет окрашивается в яркие тона. Зрителю предстают насыщенные цвета, созданные с помощью проникающих свойств света.

Специфика пространственного ощущения цветовых характеристик определяется особенностями процесса восприятия пространственной формы. Восприятие происходит в движении поступательном – с переходом из одного пространства в другое и панорамном – с обозреванием только одного пространства. При поступательном движении происходит последовательная смена цветовых впечатлений в пространственно-временном отношении. Возникающие таким образом "цветосочетания" обусловлены возможностью сохранения в памяти в течение некоторого времени образа цвета предыдущего пространства. Исследованиями отмечается удивительная особенность зрения брать корректирующие поправки на освещение и воспринимать цвет в общем правильно, независимо от спектральных характеристик источников света, падающих теней и рефлексов. Следовательно, при неравномерности освещения пространственной формы восприятие цветности ее поверхностей и оборудования в целом остается довольно постоянным и верным. Особенности цветового воздействия обуславливаются психофизической реальностью самого цвета. 

Восприятие цвета

Ряд исследований говорит о взаимосвязи темперамента и особенностей цветовосприятия каждого человека. Сущность человека редко может быть целиком понята, исходя из предпочитаемых им цветовых сочетаний – иногда самым главным здесь является физическая сторона, иногда интеллект, иногда духовная жизнь, а иногда сочетание всего сразу. Акцент будет меняться здесь в зависимости от индивидуального темперамента и характера человека.

Если субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, то одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках, внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии. Существует предположение, что это возникает благодаря тому, что преломление и фильтрация белого света проходит через электромагнитные колебания психофизической сферы данного человека.

Исследователи сходятся во мнении о существовании тесной связи цвета с психикой, его способности воздействовать на эмоции и даже физиологические функции человека. В области восприятия цвета изучались реакции разных людей, выявились поразительные совпадения мнений различных людей о цвете. Таким образом, различные цвета вызывают сходные ощущения:

Синий

Холодный, прохладный , далёкий, спокойный, устойчивый, чистый

Зелёный

Нейтральный, холодный, далёкий, спокойный, расслабляющий, свежий

Красный

Тёплый, близкий, раздражительный, тревожный, свежий

Розовый

Тёплый, близкий, мягкий, слегка тревожный, свежий

Оранжевый

Очёнь тёплый, очень близкий, увлекательный, возбуждающий, свежий

Жёлтый

Очень тёплый, близкий, увлекательный, возбуждающий, свежий

Коричневый

Нейтральный, очень близкий, увлекательный, возбуждающий, грязный

Фиолетовый

Холодный, очень близкий, агрессивно тревожный, обескураживающий, грязный

Серый

Холодный, близкий, нейтральный, скучноватый, грязноватый 

Витраж в современном доме

В ХХ веке восприятие витража как источника мистической религиозной энергии свечения обостряется. Меняется отношение к витражу, открываются его новые возможности. Витраж находит применение в интерьерах, отвечая требованиям того или иного направления, той или иной стилистики всего архитектурного пространства. Витраж перестают ассоциировать с «грубым» готическим искусством, он наделяется характеристиками благородного и роскошного элемента декора.

Архитекторы ХХ века, стремясь создать универсальное, гармоничное, единое пространство, нередко обращались к витражным техникам, для того, чтобы обогатить интерьер необходимым цветовым акцентом.

В начале XX века витражное искусство сделало новый виток. Оно становилось все более светским. Теперь Витражные композиции используются для оформления государственных учреждений, спортивных сооружений, офисных помещений и даже частных домов и квартир. При этом техника изготовления витражей постоянно совершенствуется, художники экспериментируют с новыми материалами и инструментами, что позволяет создавать неповторимые авторские работы.

Сегодня витраж переживает второе рождение, обретает новое звучание и способен преобразить внутреннее пространство помещения, внести в дом яркие краски даже подчинить себе весь дизайн окружающий его. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Применяется также и искусственное освещение витражей, но оно придает витражам как бы застывшее выражение. Специфические, уникальные особенности, которыми наделен витраж, объясняют огромный интерес к этому виду декоративного искусства.

В современном строительстве художественный витраж представляет собой декоративную композицию из цветного стекла или другого, пропускающего свет, материала, его используют для художественного стеклянного заполнения оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов куполов, сплошных плоскостей стен, декор-панно, перегородок, подвесных потолков и даже специальных украшений художественных изделий.

Современный витраж (его лучшие образцы) наиболее связан с конкретной сферой его бытия, здесь найден тот тип пространства изображённого, который соотносится с пространством реальным в образной структуре. В первую очередь это означает формирование единой эстетической среды, раскрывающейся в сложном взаимодействии архитектурных и живописных составляющих. Подобное понимание сменило бытовавшее не так давно представление о самоценности произведения монументально-декоративного искусства. Качества витража "определяются идейно-эстетической зрелостью художника, гарантирующей взаимодействие "степени свободы" и степени организации структуры произведения". И в этом смысле пространство и цвет – ведущие инварианты витража.

Сохранив идею соединения изображения на стекле (или в формах стекла) со светом, но заменив дневное освещение искусственным, новый витраж освободился от прежней зависимости от архитектуры, а вместе – и от практической осмысленности своего в ней участия, задаваемой функцией оконного проёма. Он пробует установить новые связи с архитектурой, с такими её конструктивными элементами как стена, колонна, потолок, лестничные ограждения, а то и просто войти в неё самостоятельным пластическим объёмом, не ища себе тектонического оправдания. Витраж давно уже перерос функцию лишь заполнения проемов или декоративного элемента интерьера. Он способен эмоционально и ритмически организовать пространство, стать тем стержнем, вокруг которого может быть выстроен не только интерьер, но и экстерьер здания.

Сегодня в стремлении создать в помещении неповторимую ауру невозможно пройти мимо изделий из стекла, из такого древнего, но в то же время суперсовременного материала. Стекло органично в любом сочетании – с металлом, деревом, пластиком, текстилем. Поэтому витражи прекрасно вписываются в любой интерьер. Главное, чтобы витражная композиция была выполнена в соответствующей технике, в гармонии с окружающей обстановкой, с характером и пристрастиями своего хозяина. Практика показывает, что монументальное искусство может сделать неповторимой любую архитектуру. 

Особенности сооружений.

В последнее время все чаще современный интерьер украшается декоративными витражными изделиями. Но мало кто знает, что еще совсем недавно витраж был достоянием не только интерьера, но и экстерьера. Витражное искусство появилось во Франции в прошлом веке. Vitre в переводе с французского означает "оконное стекло". Витражом украшали замки именитых особ, ведь он считался элитным элементом декора. В далекие средние века готические соборы украшали цветными оконными стеклами, сквозь которые в собор попадало солнце.

Сегодня же витражи вновь очень распространены. Они прочно вошли в моду и все также символизируют роскошь и богатство. Витражные окна, по мнению дизайнеров, выглядят очень привлекательно. От созерцания необычных сочетаний цветов и фактур витража можно получать удовольствие каждый день. И, даже если за вашим красивым витражным окном пасмурная погода, это не испортит вашего настроения.

Было бы неправильно думать, что витраж может украсить только окно. Это искусство стало широко распространенным. Витражами украшают двери, межкомнатные перегородки и стены, арки и потолки. Можно оформить с использованием необычных стеклянных витражей практически любую часть вашего дома. Собранные из разноцветных витражных стекол целые композиции считаются изюминкой, придают помещению особый шарм.

Если простой светлый потолок уже не радует, на нем нужно поместить витражную композицию. Панорамное окно будет выглядеть совсем по-другому, если его украсить витражами. При этом помещение зрительно расширится, станет ярче и интереснее. Можно разнообразить витражным узором лишь часть окна или зеркала. С помощью декоративных витражных вкраплений также можно украсить люстру или светильник.

Чтобы изготовить качественный витраж, мастеру нужно приложить максимум усилий. Именно поэтому витраж по карману далеко не каждому. Процесс создания витража состоит из нескольких этапов. Кусочки стекла, специально подобранные по размерам, нужно окрасить, затем, для закрепления краски - обжечь и соединить посредством металлического профиля. После спайки стекло становится гладким. Профиль может быть изготовлен из свинца, меди и бронзы, мельхиора и латуни. Внешний вид витража полностью зависит от выбранного профиля.

Для изготовления витражей контурного и силуэтного типов используются разнообразные геометрические витражи, которые отличаются выпуклыми элементами округлой формы. Живописное изображение можно получить, предварительно нарисовав его на бумаге. Для такого витража применяется специальная краска керамического типа.

Мозаичные витражи пользуются особой популярностью. Они привлекают внимание красивыми симметричными узорами. Фацетные витражи изготавливаются из граненых стекол, они достаточно тяжелые, поэтому оправу для них делают из меди или латуни. Комбинированный тип витражей выглядит очень оригинально. Такая конструкция имеет огромное количество элементов, каждый из которых изготовлен особым способом.

  Сейчас нет надобности описывать весь опыт, накопленный в разные времена нашими и зарубежными специалистами по изготовлению витражей. Способы есть различные по сложности и затратам. Мы же хотим остановиться на одном и поделиться с вами технологией, которую рекомендует английская фирма Decra Led North Western Co. Чтобы начать, достаточно цветной самоклеящейся пленки, свинцовой ленты и нескольких вспомогательных инструментов.

Благодаря использованию современной технологии создание витражей стало искусством, доступным для каждого. Окно ли это, или же стеклянный фасад мебели, монтаж витража полностью изменит характер помещения. Всё большей популярностью пользуются также окна, украшенные простой свинцовой решеткой. Для такого украшения уже не требуется цветная самоклеящаяся плёнка. Достаточно самой свинцовой ленты и нескольких инструментов, как, например, прижим и нож для резки свинца. Как свинцовая лента, так и самоклеющаяся пленка с успехом используются во всем мире и в самых разнообразных климатических условиях. Витражная пленка – это полиэфир наивысшего качества, защищенный несколькими слоями УФ фильтров, предохраняющих цвет от выцветания. Благодаря этой защите пленка не съеживается и устойчива к воздействию влаги и солнечного излучения. Узоры, можно применить для стекол нетипичных размеров – от больших оконных поверхностей до маленьких мебельных стеклышек. Каждый витраж можно выполнить, используя иной цвет свинцовой ленты. У одного узора разнообразные возможности использования.
 

Технология создания.

 
1.Витраж должен выполняться в чистом и сухом помещении. Сначала под стеклом укладываем шаблон витража.

 
2.Поверхность стекла, на которую будет наноситься витраж должна быть тщательно очищена. Следует также помнить, что некоторые чистящие вещества могут содержать добавки, оставляющие на поверхности слой, и поэтому не могут использоваться с самоприклеивающимися ленточками и цветной плёнкой.

 
3.Отрезаем соответствующее количество цветной плёнки, так чтобы та покрывала узор. Убираем нижнюю бумагу и, придерживая за края, распыляем чистую, лучше всего дистиллированную воду на клеящуюся сторону. Это позволяет хорошо уложить плёнку без необходимости отрывания в случае ошибки.

    
4.Прикладываем отрезанный кусок плёнки к узору.

    
5.Специальным резиновым валиком или специальным отжимателем удаляем излишки воды из-под плёнки.

    
6.Ровно по узору отрезаем и удаляем лишние куски цветной плёнки.

    
7.При нанесении свинца следует избегать его растягивания. Ленту прикрепляем крепким равномерным прижатием. Не рекомендуется соединять на стык перекрещивающиеся ленты. После окончания работы не должно быть видно никаких свободных концов. Свинец, покрывающий внешние края покрываемого плёнкой узора должен быть нанесен так, чтобы половина покрывала плёнку, а половина стекло.

    
8.После покрытия всего узора прижимаем ленту резиновым валиком.

    
9.Все края плёнки и соединения прижимаем прижимом.

    
10.Для эффекта традиционного витража свинцовую ленту следует нанести с двух сторон стекла.

Наклеивание бевелей

1.Под стеклом наклеиваем шаблон. Перед началом наклеивания бевелей поверхность стекла следует тщательно осушить.

2.Примерный узор будет состоять из четырёх квадратных элементов. Поверхность заполняем клеем UV и наносим один из четырёх элементов узора.

3.Бевель (на нижней стороне) перед наклеиванием должен быть тщательно очищен от отпечатков пальцев и полос. Осторожно укладываем его на место с нанесённым клеем. Осторожно прижимая бевель сверху, окружными движениями удаляем из-под него излишки клея и пузырьки воздуха.

4.Когда бевель правильно осажен и не видно никаких загрязнений и пузырьков воздуха, можно приступить к упрочнению клея с помощью лампы UV. Следует помнить, что приклеенный бевель уже не возможно удалить. Время затвердевания – около 15 сек.

    
5.Острым ножом отрезаем излишки клея, который вытек из-под бевеля и упрочнился при помощи лучей UV. Убираем отрезанный излишек. Поверхность в этом месте очищаем аэрозолем для удаления клея UV.

   
6.С каждым следующим элементом поступаем также, как и в предыдущем случае (пункты 1-5).

    
7.Наклеив все элементы узора вновь обезжириваем поверхность стекла и приступаем к отделке витража свинцовой лентой. В случае узоров с бевелями лучше всего рекомендуется применять ленту шириной в 6 мм.

    
8.Аккуратно приклеиваем ленту между бевелями так, чтобы она покрывала прилегающие друг к другу края бевелей.

    
9.Приклеенный свинец прижимаем к поверхности стекла резиновым валиком.

 
10.Края ленты прижимаем острым концом прижима.

    
11.Соединения ленты прижимаем так, чтобы не было видно никаких щёлок между накладываемыми лентами.

12.Если свинец должен быть положен двусторонне, следует приклеить сначала свинцовую ленту с одной стороны. Только после выполнения узора на нижней стороне стекла можно приступить к приклеиванию бевелей с другой стороны стекла. Если выполняем витраж с использованием цветных витражных плёнок и бевелей, следует сначала выполнить витраж из плёнки и ленты нижней стороне стекла, а потом пройти к наклеиванию бевелей с другой стороны.

 

Cамоклеящаяся свинцовая лента Decra Led

  Decra Led – это лента с самоклеящимся низом, состоящая минимум из 99% чистого свинца. Может наноситься на любую чистую и сухую стеклянную поверхность. Пригодна к использованию как внутри, так и снаружи помещений и имеет 10-летнюю гарантию. Пригодна для украшения строительного и мебельного стекла, а также дверных панелей и окон. Ленты могут встречаться различных цветов: натуральный синец, старое золото, латунь, белый, чёрный, графитовый, платиновый, натуральный. 
Самоклеящаяся свинцовая лента Decra Led запроектирована для применения на внешних и внутренних гладких стеклянных поверхностях. Благодаря её применению можно сделать витраж без необходимости отрезания стекла и спаивания соединений. Свинцовая лента идеально применяется в изделиях с двойным стеклом, согласно с нормой B.S.5713, для изделия мебельных панелей, стеклянных дверных панелей или для применения в уже существующих окнах.

 
Пленка

  Фактурные плёнки изготавливаются вручную, с помощью добавления различных красителей в основной цвет. Принимая во внимание эту технику изготовления, никогда два листа плёнки не будут идентичны.

 
Бевели (фацеты)

  Существуют также фацетированные стеклянные элементы (БЕВЕЛИ). Они изготовляются из 5 мм плоского стекла с фацетированной кромкой толщиной 1,5 мм. Тонкая внешняя кромка позволяет превосходно соединять бевели со свинцовой лентой и цветной самоклеящейся плёнкой. Использование фацетированного стекла в сочетании со свинцовой лентой и цветными плёнками даёт прекрасные эффекты, обогащённые ещё и трёхмерным. Бевели наклеиваются на отдельные листы стекла с помощью клея, упрочнённого лучами УФ. При правильном пользовании клея и следовании указаниям относительно способа наклеивания получается изделие наивысшей степени прочности. Бевели используются с внешней стороны внешнего стекла. Это означает, что бевели всегда должны находиться снаружи помещения в случае стеклянных дверей или окон. Цвет можно придать бевелям с помощью наклейки витражных плёнок на обратной стороне основания стекла.

Инструменты

  Чтобы витраж был создан профессионально, необходимы также вспомогательные материалы: 
резиновый каток служит для прижима свинцовой ленты и равномерного наклеивания цветных самоклеющихся пленок, а также для устранения избытка воды из-под пленки (в случае наклеивания плёнки на воду). 
Прижим с 10-ю сменными наконечниками - служит для прижатия кромок свинцовой ленты и зажима мест, в которых ленты находят друг на друга. 
резиновый отжим: большой - 175 мм, малый - 85 мм, служит для устранения избытка воды из-под пленки. 
штатив для свинца – свинцовая лента поставляется в плоских бобинах. Для того, чтобы во время создания витража свинцовая лента не путалась и не скручивалась, её следует установить в штативе. 
Набор ножей для свинца – острые острия ножей позволяют точно обрезать свинцовую ленту и вырезать отдельные элементы узора из витражной плёнки.

 
Средства обработки

   Оксидирующая жидкость. 
  Применяется для свинцовой ленты натурального цвета. Натуральная свинцовая лента из-за влияния атмосферных условий подвергается процессу окисления и на её поверхности возникает патинированный защитный слой. Этот процесс можно регулировать, применяя оксидирующую жидкость. Протирание ею свинцовой ленты повлечёт за собой её осушение , вплоть до приобретения блёклого, матового защитного слоя.

   СПРАВКА 
  Оксидирующая жидкость Декра Шин является химическим средством, разработанным для притемнения натуральных самоклеющихся свинцовых лент. Если применить оксидирующую жидкость на только что наложенный свинец (серебристый), он тотчас же станет тёмного, матового цвета и приобретёт прежний вид. 
Промывание свинца оксидирующей жидкостью особенно рекомендуем в случае украшения стекла для антикварной мебели, натуральных деревянных окон и везде, где хочется добиться имитации традиционной обстановки.

 
   Жидкость для удаления жира со стекла. 
  Применяется для тщательной очистки стекла до того, как приступите к наклейке свинцовой ленты и плёнки. С поверхности стекла следует удалить жир. Не рекомендуется пользоваться традиционными моющими средствами для стекла, так как в большинстве своём они содержат средства для полировки на базе силикона. Следствием применение такого средства может быть утрата лентой своих клейких свойств.

Проекты домов с витражными окнами
Проект дома с витражными окнами
Проект дома с витражными окнами
Кирпичный дом с втиражными окноми
Изготовление витражных окон в доме
Изготовление витражных окон в доме
Дома с витражными окнами
Своими руками

Роспись на стекле.

Раньше витражами украшали только соборы, театры, особняки богатых людей, но времена меняются и на сегодняшний день данный вид искусства доступен каждому. Витражами можно украшать двери, лоджии и балконы и различные предметы интерьера. В качестве материала для витражей используют цветное стекло и различные краски. 

Существует несколько способов изготовления витражей:

Первый способ. 
Используют кусочки, вырезанные из цельного цветного листа стекла. Каждый кусочек – это часть вашей композиции. Вырезанные кусочки стекла закрепляют в предварительно изготовленный металлический трафарет, после прикрепления трафареты спаивают вследствие чего, образуется витражное изображение. 

Второй способ. 
Витраж изготавливают из стеклянной цветной смальты и двух листов прозрачного стекла. Из смальты на прозрачном листе стекла выкладывают рисунок, а сверху накрывают вторым прозрачным стеклом. Витраж закрепляют в рамки из дерева или металла. 

Третий способ. 
Витраж выкладывают из деталей орнамента (литых стекол), затем фрагменты скрепляют смолой между собой. 

Четвертый способ. 
Прозрачное стекло расписывают красками. После нанесения рисунка обжигают стекло в печи при температуре 540 – 5600С.

Пятый способ. 
На прозрачный лист укладывают разноцветную смальту, прикрепляя их к поверхности стекла с помощью синтетического клея. 

Шестой способ
Имитация витража -  роспись по стеклу красками, к-рые не требуют температурной обработки.

Но, к сожалению, большинство этих способов не совсем подходят для домашних условий, и в основном используются в специализированных витражных мастерских.  Для создания витража в домашних условиях подойдет шестой способ с использованием красок для росписи по стеклу.

Так как же сделать витраж дома своими руками? 

Для этого нам понадобятся краски, которыми можно рисовать по стеклу. К счастью, многообразие товаров для декоративного оформления настолько велико, что найти такие краски не составит труда. Ниже мы привели лишь несколько адресов магазинов, где можно приобрести краски для росписи по стеклу.  Не так давно появились краски для росписи по стеклу, при использовании которых не требуется высокотемпературная обработка. Достаточно нанести их на поверхность и подождать пока они высохнут. 

Нам понадобится:
рисунок;
лист стекла;
стеклограф;
контурная паста в тюбике (она имитирует свинцовую ленту, используемую в витражах, и позволяет определить четкие контуры для рисунка);
краски для росписи по стеклу;
кисти (мягкие высоко качества, желательно предварительно их промыть, чтобы в процессе работы не вылезал ворс)
Процесс росписи по стеклу:
Очищаем расписываемую поверхность, с помощью теплой воды с мылом, или спиртосодержащим очистителем.
С помощью карандаша по стеклу (стеклографа), наносится рисунок на предварительно высушенную поверхность, если вам трудно наносить рисунок сразу на стеклянную поверхность, можно выполнить понравившийся вам рисунок на белой бумаге, которую потом подкладываем под стекло.
Контурной пастой имитирующей свинец (для удобства она обычно выпускается в тюбиках), разделяем участки рисунка, которые различны по цвету
Ждем, пока полностью высохнет наш контур
Аккуратными, легкими движениями кисти наносим краску, если нужен более интенсивный цвет, то краску накладываем в несколько слоев. Предварительно подождав, пока высохнет предыдущий.

 

Цены / Заказать

Цена оконных витражей - принцип формирования
Заказывая витражи в окна, важно понимать, исходя из каких условий формируется прайс-лист. На окна и витражи создать единую таблицу с окончательной ценой невозможно, этому мешает ряд причин:
динамический характер рынка (цены на витражные окна включают множество стоимостных факторов, каждый из которых может меняться независимо от других);
внушительный список условий, определяющих стоимость оконных витражей (даже одна и та же техника включает несколько методов, разнящихся по стоимости, а вариантов техник довольно много);
наличие индивидуального клиент-ориентированного подхода к формированию стоимости заказа (цена витражного окна может быть как меньше, так и больше заявленной - это определяется скидочной политикой нашей студии или сложностью поставленной задачи).
Тем не менее, помимо теоретических выкладок о том, как формируется цена, вы узнаете и сколько стоит витражное окно в той или иной технике, не считая рамы, которая может быть изготовлена из множества материалов. Эти данные указаны в таблице ниже.
Основополагающим моментом для определения цены витражных окон, как уже было сказано, является технология изготовления полотна. Это может быть как дорогой, так и дешевый вариант, сравните разброс минимальных цен:
 

 
  Тип декора витражного окна Ориентировочная стоимость, руб/м2  
  Фотопечать от 2500 (зависит от метода и материала основы)  
  Пескоструй от 1500 (зависит от метода)  
  Роспись от 5000 (зависит от вида красок и плотности покрытия)  
  Фьюзинг от 30000 (зависит от рельефа и толщины полотна)  
  Тиффани от 25000 (зависит от размера элементов)  
  Пленочный витраж от 10000 (зависит от размера элементов и материалов)  
  Фацетный от 35000 (дороговизна обусловлена трудоемкостью работ)  
 

Можно выделить первый момент потенциальной экономии - не обязательно заказывать витражи для окон, цена которых изначально высока. Это может быть сюжет с фотопечатью или матовым рисунком. Такие окна визуально эффектны, у них есть немало индивидуальных преимуществ. Для тех же, кто желает отдать предпочтение элитным вариантам, одним из лучших выборов будут витражи-окна в технике Тиффани. Их высокая цена обусловлена исключительно ручным способом производства, использованием марочного стекла и трудоемкостью работ. Обо всех преимуществах этого варианта вы узнаете, перейдя по предоставленной ссылке, но главным является то, что прочность получаемого полотна позволяет использовать их даже для наружного остекления, к примеру, на летней веранде или в спальне.
Стоимость наружных оконных витражей, в целом, несколько выше, чем при заказе внутреннего декоративного окна, поскольку используются более толстые и прочные стекла, а также немаловажное значение имеет обеспечение максимально возможной теплоизоляции. Не все техники позволяют добиться полной герметичности между элементами полотна, поэтому витражные окна, независимо от цены, часто используют как дополнительный декор существующих стеклопакетов. Есть даже технология 3D-витража, в которой и заложен принцип дополнения витражом стеклопакета. О ней вы узнаете, пользуясь ссылкой. Этот вариант, на первый взгляд, затратнее, чем простое витражное окно, - в цену его заложена стоимость стеклопакета и услуги по интеграции декоративного полотна в структуру конструкции. Однако итоговая стоимость такого заказа будет ниже за счет уменьшения этапов работ и списка требуемых услуг. При этом нужная степень теплоизоляции будет гарантирована.
При изготовлении 3D-витража используется технология Тиффани и закаленное стекло, которое сложно разбить даже при сильном прямом ударе. Конструкция чрезвычайно прочна и выдерживает перепад температур более 100 градусов.
Следующим важным показателем, определяющим цену, является площадь витражного окна. Цены рассчитываются исходя из объема заказа, и при наличии крупных объемов формируется индивидуальная скидка. Вы сэкономите, заказывая сразу несколько окон с витражными вставками или выбрав другие декорированные изделия - шкафы-купе с рисунком, перегородки, двери или потолки. Наша студия изготавливает любые конструкции и изделия из стекла, начиная от входных групп, заканчивая зимними садами, таким образом, можно сделать многокомпонентный заказ, при этом стоимость каждой отдельной позиции будет на порядок ниже. Аналогичным образом уменьшится цена монтажа и доставки.
Возвращаясь к площади витражного окна и цене, зависящей от этого показателя, можно выявить еще один вариант экономии. Если окно будет декорировано не полностью, сумма заказа существенно уменьшится. Таким образом, даже элитный фацетный витраж или Тиффани окажутся доступны при среднем бюджете. Дополнительная экономия при выборе технологии Тиффани - отсутствие мелких деталей в рисунке.
Обдумывая заказ, вы наверняка будете озадачены вопросом, как рассчитать витраж на окно. Нужно не только крайне точно замерить и высчитать площадь вставок, но и определить вес будущей конструкции для правильного подбора материалов и способов монтажа. Наши замерщики осуществят этот важнейший этап подготовительных работ со всем присущим им опытом и профессиональными знаниями. Некоторая информация о размерах витражных окон представлена по ссылке.
Снижение цены возможно и при выборе псевдовитражей. Перейдя по ссылке, вы увидите наши готовые работы, выложенные в виде фото. Витражные окна по цене вполне демократичны за счет замены стеклянных элементов, составляющих полотно, на кусочки цветных пленок определенных марок. Достигается иллюзия наборного витража, при этом метод менее трудозатратен, а материалы значительно дешевле по стоимости. Такая стеклянная вставка представляет собой целостное полотно, и можно использовать любые рамы, например, это могут быть металлопластиковые окна-витражи. Прайс на материалы основы приведен ниже, чтобы вы смогли сравнить стоимость тех или иных видов стекла с разными качественными характеристиками:

 
  Виды стекла Размеры листа, мм Толщина, мм Средняя цена, руб./м2  
  Флоат 1605х2550 8 980  
  Матовое 1605х2550 8 2100  
  Оптивайт 2250х3210 8 1125  
  Окрашенное в массе 1600 х2500 8 1300  
  Фактурное (узорчатое) 1420х2160 4 800  
  Триплекс - 4х1х4 1800  
  Акриловое (оргстекло) 1500х1700 6 1080  
  Зеркальное 2250х3210 6 (цвет серебро) 1550  
  Лакобель 1605х2550 4 800  
  Зеркальный акрил 2050х3050 4    
  Тонированное 2550?1605 4 800  
 

Очевидно, что здесь также есть простор для экономии - выбрать обычное стекло (флоат), материал малой толщины, также можно использовать максимально дешевую пленку. Такое витражное окно по цене будет весьма и весьма доступным, стоит лишь помнить, что чем ниже стоимость пленки, тем меньше и долговечность ее первоначальных характеристик, в первую очередь, это касается яркости цвета. Хорошая пленка не выгорает порядка 10 лет и более.
Не стоит забывать и про дополнительные услуги, которые также могут входить в общую цену заказа оконных витражей. Это доставка и монтаж. Цена доставки зависит от удаленности объекта и начинается с суммы 400 руб., а стоимость монтажа обусловлена объемом заказа и имеет величину не ниже 3000 руб. Еще одним направлением нашей деятельности является реставрация витражей. К сожалению, мы также не можем указать конкретно, сколько стоит замена витражного окна, не зная специфики вопроса. Обратитесь в студию посредством контактов, указанных на сайте, и мы выполним эти расчеты.
Итак, цена оконных витражей формируется многоступенчато. Каждое вносимое вами в заказ условие так или иначе повлияет на стоимость в большую или меньшую сторону. Например, необычная форма окна может усложнить задачу, а значит, услуга будет стоить дороже. Или вы выберете художественное пескоструйное матирование стекла при заказе большого количества окон и получите существенную скидку. Вариантов может быть бесконечное количество, этим обстоятельствами и обусловлено отсутствие детального прайс-листа на оконные витражи на нашем сайте. Точную цену на витражные окна вы узнаете, обратившись к нашим консультантам и изложив ваши требования. Сделать это можно как по телефонам, указанным на сайте, так и воспользовавшись формой предварительного заказа в нижней части страницы.

Фирмы

Как правильно выбрать витраж.

Чтобы сделать дом красивым и уютным, всегда необходимы такие элементы интерьера, которые бы придавали ему изысканность и привлекательность. Одним из таких элементов является витраж.

Слово «витраж» переводится с французского языка как «стекло». Однако художественная суть этого элемента интерьера заключается не только в материале, из которого он сделан, но и в удивительном световом эффекте, благодаря которому витражи в интерьере преображают окружающее пространство. Часто в нашей повседневной жизни не хватает ярких красок, и витраж прекрасно восполняет их недостаток.

Огромное разнообразие материалов и цветов позволяет заказать изготовление витражей на любой вкус, выбрать витражи в интерьере, выполненные в абсолютно любом стиле. Определиться с видом стекла помогают профессиональные художники и дизайнеры, которые учитывают многие нюансы, касающиеся установки витража.

Например, если Ваши окна выходят на южную сторону, лучше отдать предпочтение витражам, сделанным из более темных стекол, а если окна выходят на север, рекомендуются стекла светлых оттенков. Это связано с особенностью цветного стекла частично (примерно на 20%) поглощать свет и немного затемнять помещение. Также, если Вы не хотите препятствовать проникновению в дом яркого дневного света, то используйте матовое стекло. Кроме того, с точки зрения художественной композиции, когда витражи устанавливаются на окнах, логично развить дизайнерскую идею в интерьере и «поддержать» большие оконные витражи присутствием нескольких маленьких, например, потолочных.

Большое внимание стоит уделить и предварительной разработке и подготовке витражной конструкции. Изготовление витражей и их установка имеют свою специфику, требующую правильного монтажа конструкции и отделки места, куда она будет установлена. Конструкция под витраж должна быть выполнена таким образом, чтобы по цвету и форме она гармонично сочеталась с окружающим интерьером, была безопасной, надежной и удобной в использовании. Комфортный монтаж и демонтаж, необходимый для возможности смены ламп подсветки, являются одними из главных качеств правильной витражной конструкции.

Существует огромное количество стилей витражей. Чаще всего при разработке индивидуальных проектов художники, дизайнеры и архитекторы обращаются к классическим и универсальным стилям, которые сформировались в искусстве с течением времени. Одни из самых известных витражных стилей – это классицизм, модерн, хай-тек, фьюжн, лофт, «Ар-Деко», «Прованс», японский и многие другие витражные стили.

Велико разнообразие и видов витражей. Мастера изготавливают узорчатые, контурные, мозаичные изделия. В зависимости от технологии поверхность стекол может быть обработана несколькими способами. Наиболее популярны декоративные методы обработки, выполняемые пескоструйным способом, гравированием, отливкой и прессованием, цветным протравливанием или травлением химическими веществами.

Витражные стили и их неповторимые, уникальные черты создаются во многом благодаря применению разных технологий производства.

Основные витражные техники – это классическая, Тиффани, фьюзинг, моллирование и другие. Классические или наборные витражные техники основываются на методе соединения вырезанных цветных стекол с помощью профиля из свинца, латуни или меди. Классическая техника изготовления витража дает возможность создавать изделия большой площади.

Витражи Тиффани, которые делаются по одноименной технологии, представляют собой композиции с детализацией рисунка, вплоть до мельчайших фрагментов цветного стекла. Витражи Тиффани великолепно создают ощущение объема в дизайне интерьера. Изделия, произведенные по технологии Тиффани, характеризуются отсутствием жесткого металлического каркаса, поэтому композиции с такими витражами получаются и легкими, и прочными.

Фьюзинг или спекание стекла представляет собой термическое соединение стеклянных элементов в одно целое. При правильном подборе температурных режимов нагрева и сортов стекла технология фьюзинга позволяет достичь потрясающего декоративного эффекта и отличной прочности изделия. Спекание является одной из наиболее старых методик обработки стекол. В настоящее время фьюзинг используется при изготовлении витражных вставок для окон, дверей и мебели, женских украшений, посуды, абажуров, циферблатов. Схожа с фьюзингом технология моллирования – процесс формования стекла с помощью повторного нагревания.

Современные техники производства витражных конструкций – это «фальш-витраж», «заливной витраж» и «витраж-коллаж». Разнообразие технологий позволяет создавать самые разные изделия: витражные потолки, витражи для окон и многие другие, которые подойдут для любых предметов интерьера, где есть сквозные участки или элементы стекла. На сегодняшний день очень популярны двухсторонние и односторонние конструкции для дверных проемов и ниш, декоративных перегородок. Кроме того, востребованы витражи для окон, а также витражные потолки или потолочные витражи, особенностью которых является вогнутая либо выпуклая форма изделия. Очень эффектно смотрятся светильники с элементами стекла, столешницы. Они выглядят очень оригинально и выполняются в технике «коллаж».

Выбирая технологию изготовления витража, важно знать, что техники «классическая» и «Тиффани» не подходят для влажных помещений и внешних работ. В подобных ситуациях лучше использовать «витраж-коллаж» или фьюзинг.

Стоимость витража, как правило, складывается из нескольких позиций, среди которых определяющими можно назвать эскиз, материалы, оттенки, количество деталей, технику исполнения.

Эскиз выполняется художником-макетчиком, данная услуга является платной. Поскольку покупатель может прийти в мастерскую как с конкретной идеей, требующей доработки под технологию создания витража, так и с очень примерным представлением о результате, то полезно знать, как уменьшить стоимость эскиза. Для этого нужно буквально «включиться в процесс» создания витража. На практике Вы можете, например, найти или нарисовать картинку, ознакомить с ней исполнителя, послушать рекомендации макетчика относительно того, что можно сделать легко и быстро, а что невыполнимо или крайне дорого.

Как материалы, оттенки и количество деталей влияют на цену изделия? Для опытных мастеров непосредственно процесс изготовления витража не является сложным, однако требует и времени, и предельной внимательности. Каждый элемент необходимо вырезать, обработать и подогнать, поэтому витраж будет более дорогим, если в нем много элементов и все они имеют небольшой размер.

Также, чем больше цветов и оттенков в витраже, тем больше он стоит. Это связано с тем, что исполнитель ради небольшой вставки покупает целый лист стекла, имеющего выбранный заказчиком оттенок. На самих стеклах сэкономить вряд ли получится, потому что на рынке отечественный производитель представлен мало, а стекла поставляют Соединенные Штаты Америки и Китай. Разница в цене на их продукцию составляет приблизительно двадцать пять процентов.

Что касается зависимости цены от техники исполнения, то здесь работает правило: более сложные технологии часто стоят в разы дороже, чем простые, учитывая наличие одного и того же эскиза и размеров витража. Техники производства витража располагаются по возрастанию стоимости примерно в следующем порядке: заливной, пленочный, классический, Тиффани и затем коллаж.

При выборе витража также важно помнить, что этот элемент интерьера ни в коем случае не обременит Вас, не отнимет лишнего времени, а будет приносить только радость. Так, уход за витражом достаточно прост. Поскольку изделие изготавливается из стекла, не следует подвергать его каким-либо механическим воздействиям: ударять, царапать, изгибать. Витраж требует бережного отношения. Для его мытья нужно применять сухую, чистую, мягкую и не ворсистую ткань и обычную жидкость, предназначенную для мытья стекол и зеркал. Мыть это изделие обычной водой не рекомендуется, потому что от этого могут появиться белесые точки. Также специалисты советуют использовать защитные лаки для стекол.

Наиболее высококачественные лаки не имеют неприятного запаха, безопасны для здоровья человека, не оставляют жирных следов. Нанесение такого лака может осуществляться любым доступным способом. Нанесенная жидкость разносится по поверхности замшевой тканью или резиновой щеткой и через две-три минуты растирается. Растирание состава осуществляется до полного испарения летучей части и образования равномерного покрытия.

Современные витражи имеют много преимуществ. Их просто чистить, они прочны, сравнительно быстро производятся, устойчивы к выцветанию, обладают великолепными эстетическими характеристиками и универсальными размерами, хорошо подгоняются под нужный размер. На данные изделия можно нанести любой рисунок, а стекла можно использовать абсолютно любого цвета.

И, выбирая витраж, всегда необходимо помнить: только квалифицированные специалисты – профессиональные дизайнеры, художники – помогут Вам получить действительно высококачественное изделие.

Статус: 
Обработан