Стратегический сорсинг

Современная глобализация и информационное пространство ужесточает требования к конкуренции. Причем требования касаются всех сотрудников организации: от производства, продаж, маркетинга до закупок. Посмотрите вокруг: сотрудники службы продаж постоянно повышают свои компетенции, обучаясь современным методам переговоров и продаж, производственники пытаются внедрить современные методы оптимизации производства, начиная с 6 sigm, Lean Production и заканчивая WCM, для повышения производственной эффективности. Служба качества, интегрировано c релевантными службами, пытается внедрить различные стандарты ISO и TQM.

    Современная глобализация и информационное пространство ужесточает требования к конкуренции. Причем требования касаются всех сотрудников организации: от производства, продаж, маркетинга до закупок. Посмотрите вокруг: сотрудники службы продаж постоянно повышают свои компетенции, обучаясь современным методам переговоров и продаж, производственники пытаются внедрить современные методы оптимизации производства, начиная с 6 sigm, Lean Production и заканчивая WCM, для повышения производственной эффективности. Служба качества, интегрировано c релевантными службами, пытается внедрить различные стандарты ISO и TQM. Кладовщики ведут учет товара используя RFID идентификаторы. "Служба закупок очень консервативна" в этом плане - скажете Вы. А вот и нет. Технологии давно ушли вперед.  Это касается размещения гарантийных писем у выбранных поставщиков, используя возможности современных ERP-систем, согласования электронных версий контрактов в течение нескольких часов, и проведения электронных торгов. И это далеко на весь перечень. Сегодня я предлагаю заглянуть в ближайшее будущее. Лет так на пять вперед. И поговорить о технологии, которая уже используется в некоторых компаниях Запада, но все еще не пришла на отечественный рынок. Итак, речь пойдет о стратегическом сорсинге.
    Не буду вдаваться в дебри определений, а лишь покажу разницу между обычным выбором поставщиков и стратегическим:

    Замечу, что говоря о стратегическом сорсинге, мы подразумеваем наличие соответствующих навыков у специалистов по закупкам. Специалисты по закупкам нового стиля уделяют не только повышенное внимание получению от поставщиков приемлемых коммерческих условий, заключению выгодных контрактов и доведению сделки до конца, с последующей оплатой поставщику, но и ведут дополнительную работу с поставщиками, стимулируя непрерывные инновации в продукт, оптимизацию, упомянутой в таблице, TCO, создавая таким образом дополнительную ценность.  
    Стратегический сорсинг требует, чтобы специалисты по закупкам разделили затраты компании по категориям, базируясь на важности продукта и услуги, а также сложности рынка. Для этого рекомендую использовать матрицу A.T.Kearny Inc.:
    матрица

     Данная матрица позволяет определить наиболее приемлемый сорсинговый подход в зависимости от сложности рынка и влияния конкретной категории затрат на бизнес. Результат внутренней оценки фиксируется на оси "Влияние на бизнес", внешней - по оси "Сложность рынка поставок".
    Категории затрат, попадающие в категорию "Стратегические возможности", являются группами с высокой ценностью, рынок поставок которых является трудным. Примерами такого рынка является рынки сырья и материала, регулируемые государством (рынок газа, рынок сахара, например). В этом секторе наилучшей стратегией является концентрация на стратегическом партнерстве, заключающемся в подписании долгосрочных договоров, идентификации взаимных целей по стоимости и качеству, оптимизации административных процессов.
    Категории затрат, попадающие в категорию "Узкие места", также находятся на сложных рынках поставок, но при этом в сорсинговых группах более низкой ценности. Среди примеров я могу привести рынок химии для производства: соды каустической, гипохлорида, азотной, серной и соляной кислот. Эти категории затрат, в связи с меньшими масштабами, как правило, не обладают прозрачностью  и могут стать проблемой для специалиста по закупкам, если не уделить достаточно внимания тщательному выбору поставщиков и выстраиванию с ними отношений.
    Сорсинговая группа "Усиливающиеся возможности" характеризуется, как категория затрат с высокой ценностью для компании в условиях, когда рынок поставок благоприятен (то есть на переговорах у Вас, а не у поставщика будет преимущество, обусловленное данным рынком поставок). Пример: рынок холодильного оборудования, рынок рекламных услуг, печатной полиграфии. В качестве стратегии Вы смело можете применять одну из разработанных Вами эффективных конкурентных сорсинговых программ.
    Категории затрат "Некритичные возможности", представляют собой рынки поставок, на которых целесообразно проводить конкурентный отбор поставщиков, но в связи с меньшими масштабами они требуют к себе внимания в области автоматизации. Примерами таких категорий затрат может служить рынок канцелярских товаров, услуг по ремонту бытовой техники (кондиционеров, например), поставка материалов для административно-хозяйственной службы. Автоматизация может заключаться в использовании обратных аукционов и электронных торгов, отправке стандартных шаблонов запроса по количествам (RFQ - request for quantities).  
    После выбора соответствующей стратегии и выбора поставщиков, специалистам по закупкам следует задуматься о выстраивании отношений с выбранными поставщиками. За основу должна быть взята концепция "стратегического партнерства". Важным результатом таких отношений будет являться способность поставщиков не только поставлять товары и услуги по низкой цене, в необходимые сроки и с качеством, соответствующим спецификации, но и создавать новые возможности для бизнеса компании и технологические конкурентные преимущества (см. ниже).
    на что должны ориентироваться поставщики

    В конце своей статьи мне хотелось бы обобщить основные шаги стратегического сорсинга:
    - оценка основных категорий затрат компании (что покупается, где и по каким ценам?);
    - оценка рынка поставщиков (кто поставляет продукт?);
    - общий анализ затрат (сколько стоит поставка продукта с требуемым уровнем сервиса и качества?);
    - идентификация круга поставщиков; разработка подходящей сорсинговой стратегии (где покупать, принимая во внимание объем закупки, бюджет и риски?);
    - переговоры с поставщиками (продукт, сервис, цены, географическое покрытие);
    - имплементация новой структуры закупок;
    - отслеживание результатов и переоценка (непрерывный цикл);
    - согласование коммерческих условий и условий контракта с поставщиками.  
    Понимая, что более, чем 90% служб закупок отечественных мероприятий не готовы к внедрению описанной концепции (основную причину я в вижу в отсутствии развитых бизнес-процессов, корпоративной культуры и развитой информационной инфраструктуры), все же отмечу, что  стратегические изменения и постоянные инновации в закупках вносят намного больший вклад в увеличение рентабельности собственного капитала, чем тактическая и операционная деятельность.
    В существующей литературе по закупкам практически не развита данная тема. Отмечу лишь бестселлер Straight to the Bottom Line: An executive Roadmap to World Class Supply Management Роберта Э. Рудзки, Дугласа Э. Смока, Майкла Кацорке, Шелли Стюарта мл.

     

     

    Похожие товары

    Изображение
    Строительство русских бань
    Встроенная баня является неплохой альтернативой бане обычной, оборудованной в отдельной постройке. Такую баню можно устроить в доме, квартире, чулане и даже на лоджии. Благо вполне реально осуществимых проектов хоть отбавляй. Однако для того, чтобы встроенная баня (как, впрочем, и обычная) при ее обустройстве необходимо учесть ряд особенностей.

    Отзывы :0шт.
    Купить памятники
    Наша компания уделяет особое внимание индивидуальному подходу к каждому клиенту. Купить памятники, изготовленные нашей компанией довольно просто, для этого необходимо перейти на наш сайт....
    Отзывы :0шт.
    Напольный плинтус Barlinek: описание, правила монтажа, стоимость.
    Плинтус Barlinek отличается оригинальной текстурой натурального дерева. Цветовая гамма плинтусов позволит вам выбрать именно такой, который будет гармонично смотреться вместе с паркетной доской Barlinek. Плинтус Barlinek имеет ряд преимуществ.

    Barlinek: описание.
    Плинтус - это планка, которая закрывает щель между покрытием пола и стеной. На плинтус возлагается две функции:...
    Отзывы :0шт.
    Каркасные дома
    Каркасные дома должны быть облицованы как снаружи, так и изнутри, что дает возможность придать такому дому любой внешний вид и позволяет воплотить различные архитектурные идеи любой сложности. Достоинства этого в том, что они быстровозводимые и всесезонные, а также совсем не уступают домам из кирпича или бетона в надежности, прочности и долговечности.
    Отзывы :0шт.
    Купить в Киеве фотоаппарат
    У нас вы можете выбрать Киев фотоаппарат из широкого ассортимента предложений. Различные производители, наборы функций, различное разрешение снимков - выбирайте именно то, что нужно вам....
    Отзывы :0шт.